Интеллектуальный

Сервис

НАШИ КОНТАКТЫ

тел: 8922 50 888 00

(3412) 77-15-77

Этот адрес электронной почты защищен от спам-роботов. Для его просмотра в браузере должна быть включена поддержка JavaScript.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-роботов. Для его просмотра в браузере должна быть включена поддержка JavaScript.

ICQ 381673220

Поздравляю! Вы пришли на полезную страницу! » Готовые работы » Психология, педагогика » Пути формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения

Пути формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.. 9

1.1. Определение понятия и сущности самостоятельности. 9

1.2. Отражение ведущих идей самостоятельности как принципа обучения школьников в отечественной педагогике. 17

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 24

2.1. Возрастные особенности младших школьников. 24

2.2. Самостоятельность в обучении как результат развития мышления. 28

2.3. Активная позиция учителя в формировании самостоятельности. 33

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 40

3.1. Психолого-педагогические способы и средства формирования самостоятельности младших школьников. 40

3.2. Домашняя самостоятельная работа. 49

3.3. Принципы построения системы самостоятельных упражнений. 56

ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ.. 64

4.1. Описание состава испытуемых и подготовка к исследованию               проблемы   64

4.2. Теоретическое обоснование и организация исследования проблемы.. 65

4.3. Методическое обеспечение исследования проблемы.. 70

4.4. Описание полученных результатов. 73

4.5. Пути формирования самостоятельности младших школьников в учебном процессе  82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 110

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 113

ПРИЛОЖЕНИЕ. 119


ВВЕДЕНИЕ

 

Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.

В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к обучению и развитию. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении взаимоотношений ребенка с социальной средой, его адаптации к этой среде (социализации). В этом отношении важной является задача определения факторов и перспектив развития личности.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию школьников. Важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.

Формирование самостоятельности младших школьников тре­бует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать уча­щихся к добыванию знаний, вырабатывать у них способность и потребность действовать независимо. Актуальной проблемой является формирование у младших школьников способности к самостоятельной познавательной работе, к поиску нового.

В общей системе учебно-воспитательного процесса самостоятельная познавательная работа настолько значима, что без нее не могут быть достигнуты общественно и личностно обусловленные цели учения. Поэтому положение о самостоятельности также правомерно определить как отдельный, вполне автономный дидактический принцип.

Анализ научных источников показывает, что отечественными учеными исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой познавательной са­мостоятельности. В качестве средства ее формирования А.В. Даринский, Т.А. Ильина, М.П. Кашин, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый, С.Г. Шаповаленко и другие рассматривают самостоятельную работу, разновидностями которой являются программированные задания, задания типа тестов, алго­ритмы. Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.А. Половникова, М.Н. Скаткин, Г.Я. Шишмаренкова и др. предлагают формирование самостоятельной дея­тельности посредством решения учебно-познавательных задач; И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина др. - активизацию познаватель­ной деятельности; П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина - применение системы обобщенных знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности; Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, А. Зак, Д.Б. Эльконин и др. - формирование приемов учебной деятельности.

Изучение процесса формирования познавательной самостоятельности средствами личностно-ориентированной образовательной деятельности свидетельствует о том, что значительная часть учителей начальных классов еще не готова реализовать личностно-ориентированный подход в обучении детей, недостаточно использует потенциал различных форм межличностного взаи­модействия, испытывает определенные затруднения в применении педагоги­ческих технологий.

Выявленные аспекты на основе анализа научных источников, опыта работы массовых школ позволили сформулировать ряд противоречий, решение которых, на наш взгляд, может обеспечить более эффективное становление познавательной самостоятельности младших школьников:

- между необходимостью на практике осуществлять данный процесс и отсут­ствием разработанных положений, подходов, принципов, способствующих его реализации в условиях личностно-ориентированного образования;

-  между необходимостью формирования рассматриваемого качества у младшего школьника и недостаточной разработанностью этой проблемы в на­чальной школе;

-  между разнообразием путей и средств развития познавательной самостоя­тельности и   привычным использованием традиционных методов в его фор­мировании.

Выявленные противоречия позволяют сделать вывод о необходимости и целесообразности рассмотрения возможностей личностно-ориентированного образования, выявления условий, обеспечивающих эффективное становление познавательной самостоятельности учащихся. Вместе с тем, как показал анализ научной литературы, вопросы развития познавательной самостоятельно-сти у младших школьников изучены крайне недостаточно. В частности, про­блема формирования познавательной самостоятельности младших школьни­ков средствами личностно-ориентированного образования не являлась пред­метом специального научного исследования [80].

Слабая изученность проблемы, а также потребность практики в развитии познавательной самостоятельности младших школьников в условиях лично­стно-ориентированного образования послужили основанием для выбора темы исследования.

Младший школьный возраст содержательно представлен в работах Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными личностными особенностями.

В настоящее время педагогическая наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим исследовать пути и средства формирования и развития познавательной активности младших школьников. Вместе с тем, многие важные аспекты этой проблемы, как вопросы активизации познавательной самостоятельности младших школьников в процессе личностно-развивающего обучения, не являлись предметом специального исследования в условиях начального обучения с учетом специфики национальной школы. Отсюда можно констатировать, что в образовательной системе сложилось противоречие между потребностью в новых путях и способах формирования познавательной самостоятельности учащихся начальных классов и недостаточной их разработанностью в теории и практике. Все это определило выбор темы исследования

Цель исследования - определить рациональные пути и условия активизации самостоятельности младших школьников в процессе обучения.

Объект исследования - процесс познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования - педагогическое обеспечение формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения.

В  основу  исследования  положена  гипотеза:  познавательная самостоятельность младших школьников в процессе обучения максимально активизируется, если:

- обеспечена продуктивная актуализация обобщенных базовых знаний, умений и навыков по учебному предмету как условие осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

- разработана система познавательных заданий с возрастанием содержательной и операционной сложности от урока к уроку, из класса в класс и включается в учебный процесс как его органическая часть;

- созданы оптимальные педагогические условия и рациональная технология, обеспечивающие формирование и развитие самостоятельности школьников в добывании знаний.

Задачи исследования:

- осуществить психолого-педагогический анализ проблемы активизации самостоятельности младших школьников в учебной деятельности;

- определить критерии диагностики уровня развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности;

- проанализировать эффективность педагогических условий развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения;

Методологической основой исследования являются положения психологической и педагогической наук, рассматривающих различные аспекты взаимосвязи обучения и развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.), развития познавательной самостоятельности и активности школьников (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), формирования приемов умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.Ф.Талызина и др.), обобщения и систематизация знаний на уроках (В.В.Давыдов, Б.Ф.Паламарчук и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования в их взаимосвязи с опытно-экспериментальной работой. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблематике; нормативной документации о модернизации системы современного образования; изучение передового педагогического опыта. Эмпирический метод: включенное наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки, статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в апробировании системы работы по развитию самостоятельности младших школьников в ходе изучения русского языка и литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам работы подготовлены рекомендации, позволяющие учителям создать рациональные педагогические условия активизации и развития познавательной самостоятельности младших школьников в процессе личностно-развивающего обучения.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, описывается методологический аппарат (определяется цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; характеризуются методы работы). Обоснована теоретическая и методическая значимость исследования, описывается структура работы. В первой главе работы производится анализ понятия «самостоятельность» с позиций различных научных точек зрения.  

В второй главе работы анализируются специфика и условия формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности, проводится психолого-педагогический анализ самостоятельности в младшем школьном возрасте.

В третьей главе приводится характеристика различным типов самостоятельной работы младших школьников; в том числе – в учебной деятельности, в различных видах домашней, досуговой и игровой деятельности.

В четвертой главе проводится описание экспериментального исследования и полученных результатов, обосновываются психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в ходе изучения русского языка и литературы в средней школе.

В заключении проводится описание результатов работы. 


Цена работы: 1200 руб.

Главная Контакты email Rambler's Top100